Сайт учителя начальных классов Газалиевой Светланы
 Работаем по системе Л.В.Занкова
       Работаем по системе Л.В.Занкова  


      Предстоящий учебный год обещает быть богатым на события. Прежде всего, это работа по новым образовательным Стандартам в начальной школе. Безусловно, на сегодняшний день с этим событием связано много вопросов и тревог.

       Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»

        Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

  • Почему я отдала предпочтение развивающему обучению?

       Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, но и не признает трех параллельно существующих задач, а предполагает слияние образования, воспитания и развития в триединую задачу. Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие учащихся в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций и ситуаций учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог.

      Система Л.В. Занкова обеспечивает полноценную познавательную деятельность учеников, которая требует от учителя высокого профессионального уровня.

       Дидактические принципы системы направляют и регулируют деятельность учителя, не давая отойти от главной задачи обучения - общего развития всех учащихся. Данная система качественно меняет отношение учителя к ребенку, поднимая его на более высокий уровень сотворчества. В занковских классах нет деления на главные и второстепенные предметы.

      Основные положения этой системы можно выделить в отдельный список:

  • система развивающая (работа ведется так, что развиваются все учащиеся);
  • меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет и не дает уйти от темы);
  • на уроках присутствует атмосфера сотворчества;
  • урок проходит спокойно, доброжелательно;
  • дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам;
  • на уроке всё взаимосвязано;
  • обучение идет от ученика;
  • поурочные отметки могут не выставляться, а только за контрольные и письменные работы.

      Работая по системе Л. Занкова, я испытываю радость и удовлетворение: общение детей друг с другом и с учителем сплачивает коллектив, во-вторых, гибкость урока помогает прийти к желанной цели, не отбрасывая мысли учеников, не загоняя их в рамки, в- третьих, введение в урок может произойти совсем неожиданно: например, через проблемную ситуацию.

     Еще меня привлекает в этой системе то, что помимо умений, навыков и общего развития личности в центре внимания находится воспитание нравственных качеств ребенка, чувство свободного выбора каждым учеником в процессе познавательной деятельности.

     В этой системе ребенок чувствует себя свободно, раскованно, выступает в качестве исследователя. На занковских уроках воспитывается культура диалога.

 

         Учителям, работающим по системе Занкова, безусловно,  приходится постоянно заниматься самообразованием чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень. Здесь уже невозможно переложить на родителей часть своих обязанностей, в виде непомерных домашних заданий. Мне понятны негативные высказывания  «коллег»  в адрес  системы, гораздо проще очернить труд талантливых учёных, нежели расписаться в собственной несостоятельности.  Если учитель, говорит, что обучать по системе Занкова – «забивать голову ребёнку», то я вправе усомниться в компетентности такого педагога.  

Хотим мы этого, или нет, новые образовательные Стандарты приняты. Для нас , Занковцев, в них нет никаких подводных камней, поскольку в основу новой образовательной парадигмы легли принципы развивающего обучения.

 

 

 

 

Газалиева С. Р.


Четверг, 02.05.2024, 06:25
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Block title
Block title
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz