Сайт учителя начальных классов Газалиевой Светланы
 Система Л.В.Занкова
      Проблема обучения и развития не была новой в педагогике и психологии. Теоретическое обоснование ведущей роли обучения в развитии принадлежит Л.С. Выготскому.  Заслуга Л.В. Занкова состоит в том, что он первый поставил решение проблемы соотношения обучения и развития на экспериментальную основу, на фундамент достоверных фактических данных.
          В ходе этого исследования была выдвинута принципиально новая цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого школьника. Под общим развитием понимается развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений. Знания, умения и навыки рассматриваются как средства достижения этой цели.
        Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребенке, создает благоприятные условия для их развития, не пытаясь насильно развертывать их. Особый протест вызывало у Леонида Владимировича словосочетание "формирование личности". По его мнению, это предполагает какие-то насильственные действия, в результате которых образуются не личности, а отвечающие техническому стандарту "изделия". Иногда приходится слышать, что Занков недостаточно внимания уделял формированию учебной деятельности школьников. Из того, что мы уже сказали об ученом, следует: формированию – да, исключительного внимания не уделял. Более того, считал, что понятие "деятельность" как совокупность осознанных действий не может порой объяснить огромный пласт бессознательных явлений: все то, что относится к области эмоционального, чувственного, интуитивного.
         В 1977 году Л.В. Занкова не стало. Его творческое наследие – более 200 крупных публикаций, переводные издания в 14 странах. Созданная им и его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США, Израиле, Австралии. 
       С уходом руководителя лаборатория обучения и развития была расформирована, все экспериментальные классы  закрыты. Началась работа "в стол": сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжили разработку педагогической системы начального обучения. На основе новых экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а учителя – наши коллеги - безвозмездно продолжали вести эксперимент. 
       Лишь в 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно- методический центр им. Л.В. Занкова, ядро которого составили непосредственные ученики Л. В. Занкова  и его последователи. 
       С 1996 года система общего развития школьника (Л.В. Занкова) становится государственной образовательной системой. 
       Сейчас мы можем предложить школе целостную педагогическую систему, проверенную временем, соответствующую основным направлениям модернизации школы,  4-е поколение учебников для начальной школы, полные комплекты по всем учебным предметам для 5-6 классов,  подготовлено пособие для колледжей и вузов.
       Система живет и развивается. Но мы помним, что первым реформатором школы стал российский ученый Леонид Владимирович Занков. Что именно благодаря исследованию, проведенному под его руководством, возник прецедент – педагогическая система, альтернативная традиционной системе, обслуживающей потребности предыдущей индустриальной эпохи. Впервые в мировой практике были не только сформулированы соответствующие новой культурно-исторической эпохе цель обучения и дидактические принципы, но и доказана высокая эффективность их  реализации в практике. Открытые ученым типические свойства методической системы, присущие всем учебным предметам, создают объективные условия для решения актуальных современных задач межпредметного уровня: для безотметочного обучения, для формирования общеучебных умений, творческих способностей и саморазвития школьников.
     Именно занковцы - авторы учебников первыми стали решать задачу индивидуализации обучения посредством системы мер: они сказали, что в школе "нет главных и  неглавных учебных предметов", выровняв в глазах учителя детей с образным и логическим мышлением;  они отменили поурочный балл, который мешает поисковой деятельности, разрушает атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки; они ввели в практику  постоянное изучение школьника, реализовали в учебниках и методиках дифференцированные меры помощи, разработали разноаспектные, разноуровневые задания творческого характера, создали интегрированные учебные курсы; определили номенклатуру общеучебных умений, связав их с этапами учебной деятельности... Перечень можно продолжать.
Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого школьника – объективно не может себя исчерпать, как не может быть исчерпывающим любое знание о человеке, о его индивидуальных особенностях. Совершенствование такого типа обучения бесконечно. В этом жизнеспособность системы, которая носит имя ее основного создателя академика Леонида Владимировича Занкова.

Четверг, 02.05.2024, 12:34
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Block title
Block title
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz