Проблема обучения и развития не была новой в педагогике и психологии.
Теоретическое обоснование ведущей роли обучения в развитии принадлежит
Л.С. Выготскому. Заслуга Л.В. Занкова состоит в том, что он первый
поставил решение проблемы соотношения обучения и развития на
экспериментальную основу, на фундамент достоверных фактических данных. В ходе этого исследования была выдвинута принципиально новая цель
обучения - достижение оптимального общего развития каждого школьника.
Под общим развитием понимается развитие мышления, воли, чувств,
нравственных представлений. Знания, умения и навыки рассматриваются как
средства достижения этой цели. Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребенке, создает
благоприятные условия для их развития, не пытаясь насильно развертывать
их. Особый протест вызывало у Леонида Владимировича словосочетание
"формирование личности". По его мнению, это предполагает какие-то
насильственные действия, в результате которых образуются не личности, а
отвечающие техническому стандарту "изделия". Иногда приходится слышать,
что Занков недостаточно внимания уделял формированию учебной
деятельности школьников. Из того, что мы уже сказали об ученом, следует:
формированию – да, исключительного внимания не уделял. Более того,
считал, что понятие "деятельность" как совокупность осознанных действий
не может порой объяснить огромный пласт бессознательных явлений: все то,
что относится к области эмоционального, чувственного, интуитивного. В 1977 году Л.В. Занкова не стало. Его творческое наследие – более
200 крупных публикаций, переводные издания в 14 странах. Созданная им и
его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе
России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США,
Израиле, Австралии.
С уходом руководителя лаборатория обучения и развития была
расформирована, все экспериментальные классы закрыты. Началась работа
"в стол": сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжили
разработку педагогической системы начального обучения. На основе новых
экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а
учителя – наши коллеги - безвозмездно продолжали вести эксперимент.
Лишь в 1993 году Министерство образования России организовало
Федеральный научно- методический центр им. Л.В. Занкова, ядро которого
составили непосредственные ученики Л. В. Занкова и его последователи.
С 1996 года система общего развития школьника (Л.В. Занкова) становится государственной образовательной системой.
Сейчас мы можем предложить школе целостную педагогическую
систему, проверенную временем, соответствующую основным направлениям
модернизации школы, 4-е поколение учебников для начальной школы, полные
комплекты по всем учебным предметам для 5-6 классов, подготовлено
пособие для колледжей и вузов.
Система живет и развивается. Но мы помним, что первым
реформатором школы стал российский ученый Леонид Владимирович Занков.
Что именно благодаря исследованию, проведенному под его руководством,
возник прецедент – педагогическая система, альтернативная традиционной
системе, обслуживающей потребности предыдущей индустриальной эпохи.
Впервые в мировой практике были не только сформулированы соответствующие
новой культурно-исторической эпохе цель обучения и дидактические
принципы, но и доказана высокая эффективность их реализации в практике.
Открытые ученым типические свойства методической системы, присущие всем
учебным предметам, создают объективные условия для решения актуальных
современных задач межпредметного уровня: для безотметочного обучения,
для формирования общеучебных умений, творческих способностей и
саморазвития школьников. Именно занковцы - авторы учебников первыми стали решать задачу
индивидуализации обучения посредством системы мер: они сказали, что в
школе "нет главных и неглавных учебных предметов", выровняв в глазах
учителя детей с образным и логическим мышлением; они отменили поурочный
балл, который мешает поисковой деятельности, разрушает атмосферу
взаимопонимания и взаимоподдержки; они ввели в практику постоянное
изучение школьника, реализовали в учебниках и методиках
дифференцированные меры помощи, разработали разноаспектные,
разноуровневые задания творческого характера, создали интегрированные
учебные курсы; определили номенклатуру общеучебных умений, связав их с
этапами учебной деятельности... Перечень можно продолжать. Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого
школьника – объективно не может себя исчерпать, как не может быть
исчерпывающим любое знание о человеке, о его индивидуальных
особенностях. Совершенствование такого типа обучения бесконечно. В этом
жизнеспособность системы, которая носит имя ее основного создателя
академика Леонида Владимировича Занкова.